О РЕМОНТЕ И ОБСЛУЖИВАНИИ ВЕЛОСИПЕДА


О РЕМОНТЕ И ОБСЛУЖИВАНИИ ВЕЛОСИПЕДА

Ремонт велосипеда или техническое обслуживание условно разделю на 6 подпунктов и немного расскажу наиболее встречающиеся поломки которые мне попадались: 

  1. Колеса
  2. Система переключения
  3. Тормозная система
  4. Трансмиссия 
  5. Рама
  6. Амортизатор

Все же велосипед это механизм, и как любой механизм он рано или поздно выходит из строя. Большинство обладателей двухколесного друга обращаются к механику, когда что-то сломалось. Вот это я называю ремонт или замена компонентов велосипеда. Если вы катаетесь 3 раза за лето, то, мне кажется, правильно обращаться к мастеру по факту поломки.

Что же такое это техническое обслуживание и нужно ли его проводить? Вопрос интересный и надо в нем разобраться. Например, у нас есть велосипед, мы катаемся 1-2 раза в неделю не агрессивно по ровной и чистой поверхности, храним велосипед дома в хороших условиях. Шанс, что нам потребуется делать техническое обслуживание 2 раза в год минимальный. Достаточно одного раза в 2-3 года отдать веломастеру, чтобы он проверил и хватит. И я считаю это правильным. 

Давайте рассмотрим другие варианты необходимости обслуживать велосипед. Велосипед стоит в не отапливаемом гараже или дома на балконе, на застекленном или еще хуже открытом. Мы садимся на велосипед после такого хранения и он не похож сам на себя, а именно ход велосипеда пропал, туго переключаются и не возвращаются скорости и с тормозами какие-то проблемы, начал скрипеть, как телега. Вообщем, того удовольствия от катания, когда он был новым, мы не получаем... Что же произошло? Из-за перепадов температуры и большой влажности у нас стали плохо переключаться скорости и плохо работать тормоза. Почему? Система состоит из рубашки и троса переключения, рубашки и троса тормоза (если у вас механические тормоза), и она из-за плохих условий хранения внутри окислилась, скольжение троса в рубашке ухудшилось и теперь требуется прилагать больше усилий, чтобы переключиться или затормозить. Обладатели гидравлических тормозов, так же сталкиваются с подобными проблемами, из-за плохих условий хранения велосипеда, у них сошлись колодки в калипере, и колеса перестали легко крутиться. Значит надо прокачивать систему, менять жидкость минеральную или тормозную. Скрипы, стуки, биения - вообщем, не катание , а наказание... Есть выход!!! наушники в уши))

Техническое обслуживание велосипеда - это не просто несколько заявленных процедур, которые мастера заявляют что должны провести, это и комплексный осмотр велосипеда! По крайней мере, так должно быть.

Комплексное ТО, которое мы проводим, это и есть процедура восстановления велосипеда к состоянию нового. На обновленном велосипеде будет приятно кататься!!! Это мы гарантируем !!!



РЕМОНТ ВЕЛОСИПЕДНЫХ КОЛЕС

Самая распространенная поломка - это пробитие камеры. И да, в покрышке стоит камера! Они бывают 8 и 10 дюймов - на колясках, 12, 16, 20, 24, 26, 27.5, 28, 29 дюймов - европейский стандарт, 14, 18 дюймов - китайский стандарт. Значит вам предстоит заменить ее или заклеить. Чаще всего прокол случается из-за недокачанных колес, давление в колесах должно быть среднее - это 3,5 бара (атмосферы). Если давление в норме, то шанс пробития снижается. Мы начинаем движение на недокачанном колесе, наезжаем на бордюр и, на языке механика, получаем "змеиный укус" - пробитие происходит в двух местах в камере. Если у вас случился такой вариант, то советую сразу менять камеру , клеить не вариант. Если вы наехали на стекло или шип растения, имеет смысл заклеить. 

Советы по замене камеры: перед началом катания, особенно, если не катались более недели, проверяем давление. При замене камеры, не используйте для снятия покрышки с обода острые предметы, лучше взять специальные монтажные лопатки. Перед установкой, обязательно тактильно и визуально осматривайте внутреннюю часть покрышки, там частенько остается причина пробития камеры (кусочек проволоки), затем обязательно немного надуйте камеру и приступайте к монтажу!

ИСПРАВЛЕНИЕ ВОСЬМЕРКИ. Надо понимать, что сложность исправления зависит от степени кривизны обода. Если визуально колесо сильно ходит из стороны в сторону более 10 см , на 90% вам надо будет менять обод. Если менее, то можно попробовать исправить без замены. Из-за чего появляются восьмерки на колесе? 

1) удар об бордюр на недокачанном колесе;

2) боковой удар или наезд;

3) лопнула спица;

4) очень большой люфт во втулке; 

5) естественное расслабление спиц со временем.

Советы по исправлениям восьмерок: не нужно искать целое колесо, часто вы покупаете варианты гораздо хуже, чем ваше родное. Самостоятельный ремонт не прост, если есть желание решить проблему самому, готовьтесь к разным ситуациям, которые не будут похожи на те, что вы видите на YouTube. Самостоятельно проверяйте натяжку спиц, чтобы они были равномерно натянуты. Плоскогубцами не получится исправить, стоит приобрести спицевой ключ. Прежде чем раскручивать головки спиц на заднем колесе, снимите трещетку или кассету.

Остались у нас велосипедные втулки. В них есть смазка, которая уменьшает трение элементов внутри, смазку надо менять. Если не менять, ресурс уменьшается, но в идеальных условиях использования незначительно. А вот если у нас катание было под дождем, в грязи, и мы очень любим велосипед и моем его водой под большим напором и забываем перебирать втулки, то ресурс и ходовые качества уменьшаются в десятки раз. 

Советы по перебору втулок: используйте профессиональный инструмент, чтобы не испортить дорогостоящий компонент велосипеда. Обязательно снимайте на задней втулке трещетку или кассету, без снятия хорошо и правильно перебрать не получиться. В передней втулке по 10 шариков с каждой стороны и они меньше, чем в задней втулке, в которой по 9 шариков (самое распространенное).



СИСТЕМА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ

Настройка системы переключения ювелирная работа, и проблемы возникающие с ее работой, могут быть разные. Нельзя без визуального осмотра определить на 100 % в чем проблема. Заржавел тросик в рубашке переключения, расплелась рубашка, деформировался переключатель, или, например, в самой ручке переключения проблема. В бюджетных моделях, набирающих сейчас большую популярность, ставят не оригинальное оборудование. Обманывают покупателя, изменяя, например, одну букву в названии фирмы SHIMANO (например  SHIMANQ) и это оборудование вообще нереально настроить. Не оригинальное оборудование меньшее из зол! Бывает, что ставят тормозную рубашку на систему переключения. И все, фенито ля комедия... Этого делать нельзя, особенно если у вас больше 6 скоростей сзади.  


Советы по настройке переключения передач велосипеда: при замене троса не допускайте, чтобы он расплелся в месте затяжки, и не пошел дальше расплетаться внутрь рубашки. Буквы L и H на переключателях регулируют крайние положения хода переключателя. Запомним! L -  настройка около рамы (задний и передний переключатель 1-я скорость). H - настройка внешняя (задний и передний переключатель на самых больших скоростях). Концевик троса нужная вещь))



ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА

Тормоза. Разные проблемы возникают у клиентов и в механических, и в гидравлических тормозах. В механике частая проблема - ржавеет трос тормоза внутри рубашки, и силы пружинки, которая стоит в тормозах, не хватает чтобы вернуть ручку в исходное положение, соответственно тормоз постоянно притирает. Это все от неправильного хранения. Другая проблема, это неправильное положение колодок. Тут бывает два последствия, а именно протирается покрышка или колодки стираются быстро, вплоть до металлической направляющей, которая портит обод. Проблемы, такие как направляющие поломанные или рубашка расплелась , будут всегда. 

В гидравлических тормозах, это, конечно, не знание какая жидкость была залита, но желание самостоятельно прокачать. Но, после замены, из-за неправильной жидкости в системе, разбухают резиновые прокладки, и тормоза приходится капиталить... У МЕНЯ СКРИПЯТ ТОРМОЗА!!! Смажу я их... замена колодок и чистка ротора, смазывают тормоза клиенты , частенько ;) что-то у меня жидкость с калипера потекла! А вы давно меняли колодки? Никогда... Кривой ротор, ротор нежный предмет, нельзя им парковаться в велостоянки, бордюры и тд. 





ТРАНСМИССИЯ

Какие же в ней встречаются поломки? Самые распространённые и популярные. 

Что входит в трансмиссию?

  • Шатуны (передние звёзды) - при катании бьем шатуны об бордюры, звезда становится кривая, начинает сваливаться цепь. Если не меняем цепь, и она очень растянута, слизываются зубцы передних звезд, что чревато при большой нагрузке. Например, мы встаём на педали в горку, цепь стреляет (проскакивает) и мы бьемся пахом об раму… больно! 
  • Задние звёзды и цепь - это самых расходуемый материал, и частота замены зависит от условий катания, и от состояния самой цепи, грязная она или нет. Если давно не меняли эти компоненты, менять один из них, не советую, меняем всегда оба компонента или ждём 1-2 месяца пока новый компонент притрется к старому, т.к они будут трещать и проскакивать.
  • Переключатели. Задний переключатель самый ломающийся компонент в велосипеде, страдает он от падений, высоких бордюров, веток и тд. Если переключатель получил деформацию, он уже коорректно работать не будет...
  • Каретка. Это компонент, который бывает на шариках ,так называемая наборная каретка, или промышленных подшипниках. Наборная каретка обладает меньшим ресурсом и за ней требуется больше ухода, заменять смазку и следить за соотношением между хорошим ходом и люфтом, который постоянно будет беспокоить. В промышленной каретки все проще , ресурс откатала - меняем и все.
  • Педали. Пластик или металл?? Для детей и девушек советую пластик, хотя металл лучше. Объясню, бывают моменты, когда ноги срываются с педалей, и при ударе об металл остаются шрамы. Для прогулочного катания подойдет хорошего качества пластик.

Советы по ремонту трансмиссии. Цепи хватает в среднем от 500 до 2000 км, зависит от условий катания. Заменять цепь и трещетку в соотношении 2 к 1 (на одной кассете или трещетке, выкатать 2 цепи). Перед смазыванием цепи ее надо обязательно почистить и смазывать уже на чистую. Литолом смазывать не рекомендую, самый простой способ это любое автомобильное моторное масло. Если ваш вес больше 70 кг и наборная каретка , меняйте на промышленную как только наборная начала беспокоить. 




РАМА

Кроме кривых задних дропаутов, распространенная поломка это ухо (петух). Запчасть, которая крепится к раме и заднему переключателю. Самое неприятное, что эта запчасть эксклюзивна под каждый бренд и вид велосипеда. Ситуация всегда такая: мы катаемся, незаметно ударили или положили велосипед на правую сторону, и ухо немного деформировалось, переключатель стал смотреть немного ближе к спицам. Мы этого не заметили и поехали дальше, и когда в горку переключились на самую легкую передачу , переключатель попадает в спицы и ломается вместе с ухом. Ухо делается специально из порошкового металла, который легко ломается, чтобы не травмировать раму. В рулевой появляется люфт из-за неправильной затяжки или сломанного подшипника. 

Советы по ремонту компонентов рамы. Обязательно при покупке велосипеда проверяйте наличие смазки в рулевом подшипнике. Кладите велосипед всегда на левую сторону. Между катаниями самостоятельно проверяйте не искривлено ли у вас ухо. Если искривлено, обратитесь к механику, чтобы он его поправил. Так будет гораздо дешевле! При покупке велосипеда приобретайте запасное ухо, особенно если покупка совершается далеко от места вашего жительства.

АМОРТИЗАТОРЫ ВЕЛОСИПЕДА

Основная проблема ухудшение трения ног и башингов вилки. Внутрь вилки попадает вода, грязь, и не всегда пыльники отрабатывают на все сто процентов, качество самих пыльников зависит от уровня амортизатора. Амортизаторы подразделяются:

  • Пружинные и пружинно-эластомерные 
  • Масляные и воздушные 

Сам по себе очень надежный компонент в велосипеде, при должном уходе. Однако, если вообще не следить за ним, в самом худшем случае он встанет. Первые визуальные признаки - стирание напыления ног у вилки. Значит мы уже практически испортили этот компонент. Чем хуже состояние пыльников , тем больше внутрь попадает грязи и тем быстрее амортизатор теряет свои свойства.

Советы по уходу за амортизатором. После каждого катания, влажной салфеткой протирайте ноги вилки. Эта легкая процедура увеличит ресурс компонента. После 5 катаний смазывайте силиконовой смазкой резиновые пыльники